РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Расследование АП производится специально на­значенными комиссиями. Состав комиссии утверж­дается приказом руководителя ведомства, назнача­ющего комиссию по расследованию данного АП. В зависимости от класса ВС, его принадлежности и по­следствий, АП расследуют следующие комиссии: Госавианадзора СССР; МГА; МАП и МРП; управ­ления ГА.

Комиссия по расследованию АП состоит из пред­седателя, заместителя председателя и членов комис­сии. Специалисты, включаемые в состав комиссии, должны обладать необходимыми знаниями и опытом работы по расследованию. Они не должны быть свя­заны непосредственной ответственностью за АП.

По прибытии на место происшествия председатель объявляет приказ о составе комиссии, назначает начальника штаба и председателей подкомиссий. Для оперативного проведения расследования из со­става комиссии создаются подкомиссии по основным направлениям работ: летная, инженерно-техническая, административная. В отдельных случаях по решению председателя комиссии могут создаваться и другие подкомиссии с учетом специфики проводимых работ по расследованию. Председатели подкомиссий опре­деляют состав рабочих групп и подгрупп, составляют планы их работы, которые утверждаются председа­телем комиссий. Началом работы комиссии по рас­следованию считается момент подачи первоначально­го донесения об АП.

Основная цель расследования — установление причин АП и разработка рекомендаций по преду­преждению происшествий по этим причинам в буду­щем. Расследование должно быть всесторонним, полным, и объективным. Акт, выводы и рекомендации комиссии основываются на имеющихся материалах расследования. Из основной цели расследования вы­текают задачи работы подкомиссий.

Основными задачами летной подкомиссии явля­ются: установление зависимости АП от уровня про­фессиональной подготовки экипажа, качества орга-

низадии, обеспечение полета и УВД с учетом влия­ния конструкции ВС, внешних воздействий и личност­ных факторов; оценка правильности действий экипа­жа и должностных лиц в процессе возникновения и развития особой ситуации; подготовка схемы ■— мо­дели авиационного происшествия.

Летная подкомиссия выявляет общие недостатки в организации летной работы, УВД и обеспечения полетов, а также в документах, регламентирующих выполнение и обеспечение полетов.

В летную подкомиссию входят следующие рабочие группы: летная; расчетная; УВД, радиосветотехни — ческого, аэродромного и метеорологического обеспе­чения полетов; авиационной медицины; опроса сви­детелей, в которую входят представители инженерно — технической и административной подкомиссии,

К основным задачам инженерно-технической под­комиссии относятся: исследование состояния авиаци­онной техники после происшествия; изучение харак­тера ее эксплуатации, качества технического обслу­живания и ремонта; выявление возможных недостат­ков в ее конструкции и технологии изготовления; проведение испытаний в целях установления зависи­мости происшествия от состояния авиационной тех­ники.

В состав инженерно-технической подкомиссии вхо­дят группы: по составлению схемы места происшест­вия; по исследованию истории эксплуатации, техни­ческого обслуживания и ремонта авиационной тех­ники; по планеру и системам; по силовым установ­кам; по авиационному и радиоэлектронному обору­дованию; по противопожарной защите ВС.

Основными задачами административной подкомис­сии являются: оценка выполнения поисковых и ава­рийно-спасательных работ; установление коммерче­ской загрузки на борту ВС; определение правильно­сти ее размещения и крепления в’ соответствии с центровочными данными;’ обеспечение мероприятий, по оказанию помощи пострадавшим, их родственни­кам и удовлетворению заявленных ими претензий; ликвидация последствий происшествия; установле­ние ущерба от авиационного происшествия!

В состав административной подкомиссии входят группы: поисковых и аварийно-спасательных работ; пассажирская; почтово-грузовая; медицинская; содей­ствия пострадавшим и их родственникам. По итогам расследования в рабочих группах составляются от­четы, которые обсуждаются и утверждаются на засе­даниях подкомиссии. На основании отчетов рабочих групп составляются акты подкомиссий, в которых указываются рекомендации, направленные на предот­вращение авиационных происшествий по аналогич­ным причинам. Акты подкомиссий обсуждаются и ут­верждаются на заседаниях комиссии.

На основании актов подкомиссий комиссией со­ставляется акт расследования авиационного происше­ствия и формализованный отчет для АСУ «Безопас­ность». Дата утверждения акта считается датой окон­чания расследования.

Сроки проведения расследования не должны пре — гвышать: катастроф — 30 сут, аварий — 20 сут, поло­мок — 15 сут. При необходимости проведения специ­альных исследований срок расследования может быть Продлен до их окончания: до 30 сут — председателем комиссии, свыше 30 сут — руководителем министер­ства или ведомства, назначившим комиссию. Акт рас­следования подписывается председателем и всеми членами комиссии по расследованию. Если член ко­миссии не согласен с положениями или выводами акта, то он обязан подписать его с пометкой «с осо­бым мнением». Особое мнение излагается в письмен­ном виде, с указанием конкретных мотивов несогла­сия и формулировкой своих предположений и выво­дов. Этот документ прилагается к акту.

По результатам расследования АП, МГА, а при необходимости Министерство авиационной промыш­ленности в семидневный срок издают приказы, кото­рые визируются в Госавианадзоре. Проекты приказов готовят инспекции этих министерств или управлений ГА. В приказах устанавливаются сроки и указывают­ся конкретные ответственные лица за разработку и исполнение мероприятий по рекомендациям комиссии, проводившей расследование АП.

Документы по авиационным происшествиям на­правляются в следующие организации: органы про­

куратуры, проводящей следствие; в Госавианадзор СССР; инспекцию министерства, которому принадле­жит ВС; ГосНИИ ГА; управление ГА, которому при­надлежит ВС; управление ГА, на территории кото­рого произошло АП; Госкомгидромет, если АП свя­зано с метеоусловиями или неудовлетворительным метеообеспечением.

Структурную схему расследования авиационного происшествия можно представить в следующем виде (рис, 15). Расследование ПАП (инцидентов) осущест­вляется по аналогичной схеме.

Срок расследования ПАП не должен превышать 7 сут (с оформлением и отправкой документов в со­ответствующие инстанции). Для сокращения сроков расследования разрешается не создавать в комиссии по расследованию подкомиссии и рабочие группы.

Акт комиссии по расследованию ПАП утвержда­ется начальником управления гражданской авиации и направляется в следующие организации: инспекцию

РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Рис. 15. Расследование авиационного происшествия

МГА; ГосНИИ ГА; управление гражданской авиа­ции, на территории которого проводилось расследо­вание; авиапредприятие, которому принадлежит ВС; Госкомгидромет, если предпосылка связана с метео­условиями или неудовлетворительным метеообеспе­чением.

Расследование чрезвычайных происшествий осу­ществляется комиссиями, назначаемыми в зависимо­сти от последствий и класса ВС, министром граждан­ской авиации, министром авиационной промышлен­ности, начальником УГА. Срок расследования чрез­вычайного происшествия не должен превышать 30 сут. Их расследование проводится аналогично расследо­ванию АП, при этом подкомиссии и рабочие группы не создаются. По материалам расследования состав­ляется акт, который утверждается должностным ли­цом, назначившим комиссию. Документы по чрезвы­чайным происшествиям высылаются в следующие организации: органы прокуратуры, проводящей след­ствие (в подлиннике); инспекцию министерства (ве­домства); ГосНИИ ГА; управление ГА; авиапред — приятие, которому принадлежит ВС.

По результатам расследования чрезвычайного — происшествия издается приказ и разрабатываются профилактические мероприятия. Расследование пов­реждений ВС на земле и проведение профилактиче­ских мероприятий по предупреждению подобных слу­чаев, осуществляется аналогично рассмотренным ра­нее положениям и схеме расследования. Срок рассле­дования повреждения ВС на. земле не должен превы­шать 5 сут. Формы учета,, отчетности: и анализа АП и ПАП определяются Положением: о, классификации и расследовании, авиационных, происшествий, в ГА. СССР.