РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Расследование АП производится специально назначенными комиссиями. Состав комиссии утверждается приказом руководителя ведомства, назначающего комиссию по расследованию данного АП. В зависимости от класса ВС, его принадлежности и последствий, АП расследуют следующие комиссии: Госавианадзора СССР; МГА; МАП и МРП; управления ГА.
Комиссия по расследованию АП состоит из председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Специалисты, включаемые в состав комиссии, должны обладать необходимыми знаниями и опытом работы по расследованию. Они не должны быть связаны непосредственной ответственностью за АП.
По прибытии на место происшествия председатель объявляет приказ о составе комиссии, назначает начальника штаба и председателей подкомиссий. Для оперативного проведения расследования из состава комиссии создаются подкомиссии по основным направлениям работ: летная, инженерно-техническая, административная. В отдельных случаях по решению председателя комиссии могут создаваться и другие подкомиссии с учетом специфики проводимых работ по расследованию. Председатели подкомиссий определяют состав рабочих групп и подгрупп, составляют планы их работы, которые утверждаются председателем комиссий. Началом работы комиссии по расследованию считается момент подачи первоначального донесения об АП.
Основная цель расследования — установление причин АП и разработка рекомендаций по предупреждению происшествий по этим причинам в будущем. Расследование должно быть всесторонним, полным, и объективным. Акт, выводы и рекомендации комиссии основываются на имеющихся материалах расследования. Из основной цели расследования вытекают задачи работы подкомиссий.
Основными задачами летной подкомиссии являются: установление зависимости АП от уровня профессиональной подготовки экипажа, качества орга-
низадии, обеспечение полета и УВД с учетом влияния конструкции ВС, внешних воздействий и личностных факторов; оценка правильности действий экипажа и должностных лиц в процессе возникновения и развития особой ситуации; подготовка схемы ■— модели авиационного происшествия.
Летная подкомиссия выявляет общие недостатки в организации летной работы, УВД и обеспечения полетов, а также в документах, регламентирующих выполнение и обеспечение полетов.
В летную подкомиссию входят следующие рабочие группы: летная; расчетная; УВД, радиосветотехни — ческого, аэродромного и метеорологического обеспечения полетов; авиационной медицины; опроса свидетелей, в которую входят представители инженерно — технической и административной подкомиссии,
К основным задачам инженерно-технической подкомиссии относятся: исследование состояния авиационной техники после происшествия; изучение характера ее эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта; выявление возможных недостатков в ее конструкции и технологии изготовления; проведение испытаний в целях установления зависимости происшествия от состояния авиационной техники.
В состав инженерно-технической подкомиссии входят группы: по составлению схемы места происшествия; по исследованию истории эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники; по планеру и системам; по силовым установкам; по авиационному и радиоэлектронному оборудованию; по противопожарной защите ВС.
Основными задачами административной подкомиссии являются: оценка выполнения поисковых и аварийно-спасательных работ; установление коммерческой загрузки на борту ВС; определение правильности ее размещения и крепления в’ соответствии с центровочными данными;’ обеспечение мероприятий, по оказанию помощи пострадавшим, их родственникам и удовлетворению заявленных ими претензий; ликвидация последствий происшествия; установление ущерба от авиационного происшествия!
В состав административной подкомиссии входят группы: поисковых и аварийно-спасательных работ; пассажирская; почтово-грузовая; медицинская; содействия пострадавшим и их родственникам. По итогам расследования в рабочих группах составляются отчеты, которые обсуждаются и утверждаются на заседаниях подкомиссии. На основании отчетов рабочих групп составляются акты подкомиссий, в которых указываются рекомендации, направленные на предотвращение авиационных происшествий по аналогичным причинам. Акты подкомиссий обсуждаются и утверждаются на заседаниях комиссии.
На основании актов подкомиссий комиссией составляется акт расследования авиационного происшествия и формализованный отчет для АСУ «Безопасность». Дата утверждения акта считается датой окончания расследования.
Сроки проведения расследования не должны пре — гвышать: катастроф — 30 сут, аварий — 20 сут, поломок — 15 сут. При необходимости проведения специальных исследований срок расследования может быть Продлен до их окончания: до 30 сут — председателем комиссии, свыше 30 сут — руководителем министерства или ведомства, назначившим комиссию. Акт расследования подписывается председателем и всеми членами комиссии по расследованию. Если член комиссии не согласен с положениями или выводами акта, то он обязан подписать его с пометкой «с особым мнением». Особое мнение излагается в письменном виде, с указанием конкретных мотивов несогласия и формулировкой своих предположений и выводов. Этот документ прилагается к акту.
По результатам расследования АП, МГА, а при необходимости Министерство авиационной промышленности в семидневный срок издают приказы, которые визируются в Госавианадзоре. Проекты приказов готовят инспекции этих министерств или управлений ГА. В приказах устанавливаются сроки и указываются конкретные ответственные лица за разработку и исполнение мероприятий по рекомендациям комиссии, проводившей расследование АП.
Документы по авиационным происшествиям направляются в следующие организации: органы про
куратуры, проводящей следствие; в Госавианадзор СССР; инспекцию министерства, которому принадлежит ВС; ГосНИИ ГА; управление ГА, которому принадлежит ВС; управление ГА, на территории которого произошло АП; Госкомгидромет, если АП связано с метеоусловиями или неудовлетворительным метеообеспечением.
Структурную схему расследования авиационного происшествия можно представить в следующем виде (рис, 15). Расследование ПАП (инцидентов) осуществляется по аналогичной схеме.
Срок расследования ПАП не должен превышать 7 сут (с оформлением и отправкой документов в соответствующие инстанции). Для сокращения сроков расследования разрешается не создавать в комиссии по расследованию подкомиссии и рабочие группы.
Акт комиссии по расследованию ПАП утверждается начальником управления гражданской авиации и направляется в следующие организации: инспекцию
Рис. 15. Расследование авиационного происшествия |
МГА; ГосНИИ ГА; управление гражданской авиации, на территории которого проводилось расследование; авиапредприятие, которому принадлежит ВС; Госкомгидромет, если предпосылка связана с метеоусловиями или неудовлетворительным метеообеспечением.
Расследование чрезвычайных происшествий осуществляется комиссиями, назначаемыми в зависимости от последствий и класса ВС, министром гражданской авиации, министром авиационной промышленности, начальником УГА. Срок расследования чрезвычайного происшествия не должен превышать 30 сут. Их расследование проводится аналогично расследованию АП, при этом подкомиссии и рабочие группы не создаются. По материалам расследования составляется акт, который утверждается должностным лицом, назначившим комиссию. Документы по чрезвычайным происшествиям высылаются в следующие организации: органы прокуратуры, проводящей следствие (в подлиннике); инспекцию министерства (ведомства); ГосНИИ ГА; управление ГА; авиапред — приятие, которому принадлежит ВС.
По результатам расследования чрезвычайного — происшествия издается приказ и разрабатываются профилактические мероприятия. Расследование повреждений ВС на земле и проведение профилактических мероприятий по предупреждению подобных случаев, осуществляется аналогично рассмотренным ранее положениям и схеме расследования. Срок расследования повреждения ВС на. земле не должен превышать 5 сут. Формы учета,, отчетности: и анализа АП и ПАП определяются Положением: о, классификации и расследовании, авиационных, происшествий, в ГА. СССР.